История импортозамещения некоторых видов промышленной продукции в России

Автор: вика Михайлова о ,


По материалам: www.newsruss.ru

1. Металлургическая продукция

1.1.Трубы

По состоянию на начало 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом. К началу 2008 года ситуация изменилась кардинальным образом, в России создано современное производство ТБД по законченному циклу.
Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006—2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.


1.2. Автомобильный лист

В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь (непрерывно-травильный агрегат, совмещенный с пятиклетевым станом 2000 холодной прокатки) комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В церемонии запуска стана принял участие Владимир Путин. Он отметил высокую значимость данного проекта для всей промышленности России. В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. «С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам», — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников. Проект создания комплекса холодной прокатки нацелен на импортозамещение.

1.3. Рельсы

В июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.


1.4. Лифтовые канаты

В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту. Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».


1.5. Редкоземельные металлы

В настоящее время внутренний спрос на редкоземельные металлы (РЗМ) России приходится удовлетворять в основном за счёт импорта из Казахстана и Китая.
В России принята программа развития добычи и переработки РЗМ. Планируется, что по её результатам Россия к 2020 году полностью откажется от импорта РЗМ и выйдет на ежегодное производство 20 тыс. тонн продукции.
Для реализации проектов в этой сфере используется модель частно-государственного партнёрства. В развитие отрасли до 2020 года будет вложено 145 млрд рублей. Из этой суммы 23,5 млрд рублей составит бюджетное финансирование, а остальное — привлечённые средства инвесторов.


2. Железнодорожная техника



2.1. Электропоезда

В последние советские годы по дорогам СССР массово ходили электропоезда, производимые за пределами РСФСР. Рижский вагоностроительный завод выпускал несколько моделей электропоездов, самым массовым из которых был ЭР2, их произведено в различных модификациях порядка 7 тыс.
Первый электропоезд российского производства — сначала только один вагон, аналогичный рижскому ЭР29 и вцепляемый в тот же рижский электропоезд ЭР2 — был построен на Демиховском машиностроительном заводе в 1993 году, и в том же году — поезд ЭТ2 в Торжке. В настоящее время в России разработаны и серийно производятся отечественные электропоезда различных моделей. Так, в 2013 году компания «Уральские локомотивы» завершила строительство завода в Верхней Пышме (Свердловская область), который сейчас выпускает электропоезда «Ласточка».


2.2. Дизель-поезда

Эти работники пригородных и межобластных маршрутов в РСФСР не производились. Основным дизель-поездом железных дорог СССР был венгерский поезд Д-1 завода Ganz-MÁVAG. Их в СССР в 1964—1988 годах было поставлено 605 составов (плюс 89 составов его предка серии Д), 2540 вагонов — 1210 моторных и 1330 прицепных. С 1982 года прицепные вагоны для этих поездов выпускались в Румынии. Вторым по значимости были дизель-поезда, производимые Рижским вагоностроительным заводом, их список — ДР-1: 55 составов базовой модели, 211 модели А, 80 модели П.
В 1997 году на мытищинском заводе был начал выпуск первого отечественного дизель-поезда нового поколения РА1 (произведен 91 поезд), с 2005 года — РА2 (более 100 поездов). В 2011 году был начат выпуск поезда ДП-С. Таким образом, Россия не только ушла от ввоза дизель-поездов, наладив их собственное производство с нуля, но перешла к их экспорту.


2.3. Пассажирские электровозы

Собственно пассажирские электровозы не разрабатывались и не выпускались не только в РСФСР, но и в СССР вообще. Из-за этого пассажирские поезда обслуживались переделанными грузовыми электровозами (грузопассажирскими). Основными пассажирскими электровозами в СССР были чехословацкие электровозы Шкода (в основу их положен электровоз швейцарской фирмы Винтертур с приводом фирмы Сешерон, чехи закупили у них лицензию на производство). СССР закупал их массово. Кроме того, СССР закупал электровозы в ФРГ и во Франции.
В настоящее время все пассажирские электровозы разработаны и производятся в России. Электровоз ЭП1 производится с 1999 года, ЭП2К — с 2006 года, ЭП20 — с 2011 года. Таким образом, Россия разработала и серийно производит то, чего раньше не производила, а импортировала.


2.4. Пассажирские вагоны дальнего следования и вагоны-рестораны

Всего по состоянию на 1985 год только из ГДР были импортированы почти 30 тыс. вагонов — 22,2 тыс. вагонов завода Аммендорф и 5,2 тыс. — Гёрлиц.
В настоящее время Россия полностью ушла от импорта пассажирских вагонов и всё производит сама.


2.5. Вагоны класса RIC

Международные вагоны никогда не разрабатывались и не производились ни в Российской империи, ни в СССР, все были только импортными.
В настоящее время Россия полностью ушла от их импорта, разработала и серийно производит вагоны класса RIC.


2.6. Пассажирские вагоны для узкоколейных железных дорог

Базовым пассажирским вагоном узкоколейных железных дорог в СССР был закупаемый в Польше вагон, производимый компанией Pafawag, серии 1Aw/2Aw/3Aw. Всего их было закуплено 560 единиц.
В настоящее время, Россия перешла к собственной разработке и выпуску пассажирских вагонов для узкоколейных дорог, их в частности производит Камбарский машиностроительный завод в Удмуртии.

3. Автомобили
В последние годы в России наблюдается импортозамещение на рынке автомобилей. Импортозамещению способствуют такие факторы, как соглашения о промсборке (о производстве иномарок в России), утилизационный сбор, ослабление курса рубля. В 2009—2012 годах доля локально выпущенных иномарок на российском рынке выросла почти вдвое — до 44 %.
В общих продажах автомобилей Renault в России на автомобили местного производства приходится около 95 %. В 2012 году около 60 % всех проданных в России автомобилей концерна Volkswagen было произведено здесь же. «Мы ожидаем, что в последующие годы эта доля будет расти», — заявил представить Volkswagen’а.
По прогнозу «Автостата», доля импорта на автомобильном рынке будет снижаться как минимум до 2017 года (до 32 %).


4.Лифты

В последнее время происходит импортозамещение на российском рынке лифтов. Так, в 2012 году на фоне роста производства лифтов в России на 18 % произошло снижение их импорта на 6 %. Аналогичная тенденция продолжилась в I полугодии 2013 года: рост производства на 9 % при спаде импорта на те же 9 %.


5. Двигатели

В 2011 году, с целью дальнейшего отказа от импорта украинских ракетных двигателей Р95 компании «Мотор Сич», на российском НПО «Сатурн» было начато производство аналогичных двигателей 36MT.
В 2011 году компания «Климов», которая является разработчиком двигателей почти для всех средних российских вертолётов серий Ми и Ка, начала строительство в Санкт-Петербурге нового конструкторско-производственного комплекса «Петербургские моторы». Его строительство находится в завершающей стадии. За счёт нового завода планируется более чем вдвое увеличить объёмы производства двигателей, полностью обеспечив потребности российского рынка в них. Сейчас же холдинг «Вертолёты России», куда входят все вертолётостроительные заводы России, вынужден закупать часть двигателей у компании «Мотор Сич» (Украина).


6. Суда

В середине 2012 года отмечалось, что интенсивное развитие малого судостроения, особенно в Санкт-Петербурге и Казани, за последние пять лет привело к эффективному импортозамещению на российском рынке маломерных судов. По оценкам специалистов, доля отечественной продукции достигла 60 %, а в сегменте до 7 метров уже превысила 80 %.


7. Реактивные учебно-боевые самолёты

Ранее реактивные учебно-боевые самолёты для отечественных ВВС поставляла Чехословакия (L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос»).
В настоящее время Россия сама производит и экспортирует реактивный учебно-боевой самолёт Як-130.

8. Оптоволокно

По состоянию на ноябрь 2013 года все 20 российских заводов, производящих оптико-волоконный кабель, закупали практически всё оптическое волокно для него за рубежом.
Осенью 2013 года в Саранске началось строительство первого в России крупного завода по производству оптоволокна. Объём инвестиций в строительство завода оценивается в 3,12 млрд рублей. Основными инвесторами нового завода стали «Газпромбанк» и Роснано. При выходе на проектную мощность «Оптиковолоконные системы» будут производить ежегодно 2,4 млн км волокна, что позволит занять от 20 до 30 % всего российского рынка.

9. Системы прицеливания

Если раньше систему прицеливания для ракетного комплекса «Тополь-М» (как и для других систем) поставлял ЦКБ «Арсенал» (Киев), то теперь она заменена на российский, превосходящий по качеству аналог московского Научно-производственного центра автоматики и приборостроения.

10. Электросетевое оборудование

В феврале 2012 года отмечалось, что на сегодняшний день доля импортного оборудования в электросетевом комплексе составляет более 50 %, а магистральном сетевом комплексе (220 кВ и выше) — около 70 %. До последнего времени в России часть оборудования (например, комплектные распределительные устройства (КРУЭ) 220 кВ и выше, отдельные виды трансформаторов, кабелей) в России не выпускались.
Для исправления ситуации органы государственной власти, энергокомпании предпринимают активные меры, направленные как на развитие производства оборудования российскими заводами, так и на привлечение в страну ведущих мировых производителей оборудования с обязательным условием обеспечения высокого уровня локализации производства. В частности, компания Hyundai открыла в городе Артём (Приморский край) завод по производству КРУЭ (запущен в 2013 году). При этом в течение трех-пяти лет предполагается локализовать производство комплектующих для нового предприятия до 70 %. В конце сентября 2011 года ОАО «Силовые машины» и корпорация Toshiba приступили к строительству завода по производству трансформаторов в посёлке Металлострой (Санкт-Петербург). Начало выпуска продукции планируется на 2014 год, одним из основных покупателей оборудования трансформаторного завода станут российские сетевые компании. Также обсуждаются варианты строительства своих заводов в России компанией Альстом.

вика Михайлова

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow SORA on Twitter or read the blog.

0 коммент.: