В 2014 году индекс производства машин и
оборудования составил 92,2% к уровню 2013 года, электрооборудования,
электронного и оптического оборудования – 99,5%, транспортных средств и
оборудования – 108,5%.
За январь – декабрь 2014 года индекс
производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства составил
93,3% к 2013 году.
Произведено 6,7 тыс. штук (87,7 % к
январю – декабрю 2013 года) тракторов для сельского и лесного хозяйства,
гусеничных тракторов – 493 штуки (44,9%). ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Владимирский
моторо-тракторный завод», ООО «ТД "ХТЗ"»,ООО «Джон Дир Русь», ООО
«Клаас» снизили объёмы производства к январю – декабрю 2013 года. Вместе с тем
увеличили выпуск тракторов ОАО «Петербургский тракторный завод», ЗАО
«Агротехмаш», ОАО «Сарэкс», ООО «Комбайновый завод «Россельмаш», ОАО «ПО
"Елабужский автомобильный завод"», ОАО «Череповецкий
литейно-механический завод».
Производство зерноуборочных комбайнов в
2014 году уменьшилось на 3% по сравнению с 2013 годом и составило 5,7 тыс.
штук. При этом ООО «Комбайновый завод "Ростсельмаш"», ООО
«СиЭнЭйч-КамАЗ Индустрия» увеличили объём производства.
За январь – декабрь 2014 года производство
строительно-дорожной техники составило: экскаваторов 2 тыс. штук (107,2% к
январю – декабрю 2013 года), бульдозеров – 0,7 тыс. штук (60,5%), автогрейдеров
– 0,8 тыс. штук (77,6%).
В 2014 году производство автомобилей,
прицепов и полуприцепов уменьшилось на 12,5% по сравнению с 2013 годом.
Производство легковых автомобилей в 2014
году составило 1739,6 тыс. штук, что на 9,7% ниже, чем в 2013 году. Выпуск
автомобилей иностранных брендов предприятиями, работающими в режиме
промышленной сборки, составил 1048,3 тыс. штук (– 2,9 %).
В 2014 году производство
железнодорожного подвижного состава характеризовалось следующими показателями:
произведено 346 магистральных электровозов, что составляет 94,8% к 2013 году,
72 секции магистральных тепловозов (109,1%), 54,5 тыс. грузовых магистральных
вагонов (90,7%), 853 вагона пассажирских магистральных (107,7%).
Энергетическое машиностроение
Совокупный объём производства основного
энергетического оборудования в 2014 году составил 123 млрд рублей, что
составляет 98% от уровня 2013 года;
Среднемесячная зарплата на основных
предприятиях отрасли составляет 33,4 тыс. рублей (рост 1,8% к уровню 2013
года).
В натуральных показателях по основным
видам продукции энергетического машиностроения в 2014 году выпущено: газовых
турбин – 1273 МВт (110,8% по отношению к 2013 году); гидравлических турбин –
2167 МВт (156% по отношению к 2013 году); паровых котлов – 2397 тонн пара в час
(94%по отношению к 2013 году); генераторов переменного тока – 5708,6 МВт (72%
по отношению к 2013 году).
Начато производство первых в
отечественной практике унифицированных газоперекачивающих агрегатов в Рыбинске
Ярославской области. Продолжается подготовка производства гидроэнергетического
оборудования в рамках ОАО «ВолгаГидро» – совместного предприятия ОАО «РусГидро»
и немецкой компании VoithHydro. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.
Меры поддержки и тенденции:
Основными механизмами государственной
поддержки промышленных предприятий энергетического машиностроения являются:
- субсидирование затрат на НИОКР в
рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (постановление
Правительства от 30 декабря 2013 года №1312);
- субсидирование процентов по
инвестиционным кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 3
января 2014 года №3).
Важным механизмом государственной
поддержки является формируемый Фонд развития промышленности, предусматривающий
использование механизма возвратного финансирования по льготным ставкам при
реализации инвестиционных проектов.
В целом итоги работы в 2014 году
характеризуются продолжением снижения объёма производства по ряду продукции,
что обусловлено общемировыми тенденциями снижения промышленного производства, а
также заключительной стадией поставок энергетического оборудования по проектам
строительства электростанций с использованием механизма ДПМ на внутренний
рынок. Кроме того, вследствие длительного цикла изготовления мощного
энергетического оборудования годовые объёмы производства испытывают
значительные колебания.
Нефтегазовое машиностроение
Потребление продукции нефтегазового
машиностроения на российском рынке в 2014 году составило 450 млрд рублей (в
2013 году – 412 млрд рублей). Зарубежными компаниями поставлено продукции
ориентировочно на 61% от всего рынка нефтегазового машиностроения.
В настоящий момент отрасль нефтегазового
машиностроения представлена более чем 250 предприятиями по производству
бурового, насосного и компрессорного оборудования, устьевой арматуры, трубопроводной
арматуры, колонного и реакторного оборудования и других видов продукции.
Нефтегазовое машиностроение развивается в Тюменской области, Республике
Татарстан, Республике Башкортостан, Пермском крае, Москве, Свердловской
области, Республике Удмуртия, Самарской области, Волгоградской области,
Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. В 2014 году в Старом Осколе Белгородской
области открылся ООО «Оскольский завод нефтяного машиностроения»,
специализирующийся на производстве рабочих органов насосов для нефтедобывающего
оборудования.
На территории особой экономической зоны
«Алабуга» в Республике Татарстан состоялось открытие завода немецкой компании
RMA Pipeline Equipment по выпуску шаровой трубопроводной арматуры. После выхода
на проектную мощность будет производиться не менее 11 тыс. единиц арматуры в
год.
В Гусь-Хрустальном Владимирской области
состоялось открытие производственно-механического комплекса Гусевского
арматурного завода «Гусар» по выпуску трубопроводной арматуры большого диаметра
для нефтегазовой промышленности.
В целом динамика производства продукции
российскими производителями в 2010–2014 годах положительная (рост на 17%),
однако доля импортного оборудования остаётся на высоком уровне.
Уже существует и применяется ряд
инструментов государственной поддержки российских производителей нефтегазового
оборудования. Осуществляется финансовая поддержка инвестиционных проектов
предприятий нефтегазового машиностроения из бюджетных источников в части
субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР,
части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и
промышленного дизайна.
Выявлены критические товарные группы
нефтегазового оборудования, производство которых в России отсутствует, а риск
прекращения импортных поставок может существенно негативно сказаться
деятельности нефтегазодобывающих компаний.
Распоряжением Правительства от 3 ноября
2014 года №2195-р утверждён План мероприятий по снижению зависимости
российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования,
технических устройств, комплектующих, услуг иностранных компаний и
использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию
нефтегазового комплекса Российской Федерации.
Тяжёлое машиностроение
По итогам 2014 года объём производства
по предприятиям тяжёлого машиностроения составил 199,8 млрд рублей, или 101,3%
к 2013 году.
В натуральных показателях объём выпуска
по основным видам продукции в 2014 году составил: сталеплавильное оборудование
и литейные машины –16,6 тыс. тонн (77,7% к 2013 году); прокатное оборудование –
496 тонн (28,5%) к 2013 году); проходческие комбайны – 28 штук (93,3% к 2013
году); мостовые электрические краны – 2401 штука (95,1% к 2013 году); козловые
и полукозловые электрические краны – 133 штуки (95,7%) к 2013 году).
Среднесписочная численность рабочих на
основных предприятиях отрасли составили 135 461 человек (87,1% к 2013 году),
среднемесячная зарплата – 29 тыс. рублей (102,6% к 2013 году) соответственно.
Минпромторгом утверждена «Стратегия
развития тяжёлого машиностроения на период до 2020 года» (далее – Стратегия),
ориентированная на решение системных проблем отрасли тяжёлого машиностроения.
В качестве основного механизма
реализации Стратегии Минпромторгом разработана подпрограмма «Тяжёлое
машиностроение», которая вошла в состав государственной программы «Развитие
промышленности и повышение её конкурентоспособности». Подпрограмма предусматривает мероприятия по созданию конкурентоспособной
новой техники и технологий для решения стратегических задач развития тяжёлого
машиностроения.
Кроме того, в настоящее время действуют
меры государственной поддержки в части субсидирования уплаты процентов по
кредитам, части затрат на проведение НИОКР.
В 2014 году продолжилась реализация
крупных инвестиционных программ предприятий. ОАО «Копейский машиностроительный
завод» реализует инвестиционные проекты по комплексному техническому
перевооружению производственного комплекса завода (I и II очереди), созданию
нового литейного производственного комплекса с освоением новейших технологий
получения литых заготовок. Например, ОАО «Машиностроительный концерн
"ОРМЕТО-ЮУМЗ"» осуществляется модернизация металлургического,
литейного, механообрабатывающего и сварочного производства.
0 коммент.: