Машиностроительное производство. Основные итоги 2014

Автор: x о , , ,

В 2014 году индекс производства машин и оборудования составил 92,2% к уровню 2013 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 99,5%, транспортных средств и оборудования – 108,5%.
За январь – декабрь 2014 года индекс производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства составил 93,3% к 2013 году.
Произведено 6,7 тыс. штук (87,7 % к январю – декабрю 2013 года) тракторов для сельского и лесного хозяйства, гусеничных тракторов – 493 штуки (44,9%). ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», ООО «ТД "ХТЗ"»,ООО «Джон Дир Русь», ООО «Клаас» снизили объёмы производства к январю – декабрю 2013 года. Вместе с тем увеличили выпуск тракторов ОАО «Петербургский тракторный завод», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «Сарэкс», ООО «Комбайновый завод «Россельмаш», ОАО «ПО "Елабужский автомобильный завод"», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».
Производство зерноуборочных комбайнов в 2014 году уменьшилось на 3% по сравнению с 2013 годом и составило 5,7 тыс. штук. При этом ООО «Комбайновый завод "Ростсельмаш"», ООО «СиЭнЭйч-КамАЗ Индустрия» увеличили объём производства.
За январь – декабрь 2014 года производство строительно-дорожной техники составило: экскаваторов 2 тыс. штук (107,2% к январю – декабрю 2013 года), бульдозеров – 0,7 тыс. штук (60,5%), автогрейдеров – 0,8 тыс. штук (77,6%).
В 2014 году производство автомобилей, прицепов и полуприцепов уменьшилось на 12,5% по сравнению с 2013 годом.
Производство легковых автомобилей в 2014 году составило 1739,6 тыс. штук, что на 9,7% ниже, чем в 2013 году. Выпуск автомобилей иностранных брендов предприятиями, работающими в режиме промышленной сборки, составил 1048,3 тыс. штук (– 2,9 %).
В 2014 году производство железнодорожного подвижного состава характеризовалось следующими показателями: произведено 346 магистральных электровозов, что составляет 94,8% к 2013 году, 72 секции магистральных тепловозов (109,1%), 54,5 тыс. грузовых магистральных вагонов (90,7%), 853 вагона пассажирских магистральных (107,7%).
Энергетическое машиностроение
Совокупный объём производства основного энергетического оборудования в 2014 году составил 123 млрд рублей, что составляет 98% от уровня 2013 года;
Среднемесячная зарплата на основных предприятиях отрасли составляет 33,4 тыс. рублей (рост 1,8% к уровню 2013 года).
В натуральных показателях по основным видам продукции энергетического машиностроения в 2014 году выпущено: газовых турбин – 1273 МВт (110,8% по отношению к 2013 году); гидравлических турбин – 2167 МВт (156% по отношению к 2013 году); паровых котлов – 2397 тонн пара в час (94%по отношению к 2013 году); генераторов переменного тока – 5708,6 МВт (72% по отношению к 2013 году).
Начато производство первых в отечественной практике унифицированных газоперекачивающих агрегатов в Рыбинске Ярославской области. Продолжается подготовка производства гидроэнергетического оборудования в рамках ОАО «ВолгаГидро» – совместного предприятия ОАО «РусГидро» и немецкой компании VoithHydro. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.
Меры поддержки и тенденции:
Основными механизмами государственной поддержки промышленных предприятий энергетического машиностроения являются:
- субсидирование затрат на НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 30 декабря 2013 года №1312);
- субсидирование процентов по инвестиционным кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 3 января 2014 года №3).
Важным механизмом государственной поддержки является формируемый Фонд развития промышленности, предусматривающий использование механизма возвратного финансирования по льготным ставкам при реализации инвестиционных проектов.
В целом итоги работы в 2014 году характеризуются продолжением снижения объёма производства по ряду продукции, что обусловлено общемировыми тенденциями снижения промышленного производства, а также заключительной стадией поставок энергетического оборудования по проектам строительства электростанций с использованием механизма ДПМ на внутренний рынок. Кроме того, вследствие длительного цикла изготовления мощного энергетического оборудования годовые объёмы производства испытывают значительные колебания.
Нефтегазовое машиностроение
Потребление продукции нефтегазового машиностроения на российском рынке в 2014 году составило 450 млрд рублей (в 2013 году – 412 млрд рублей). Зарубежными компаниями поставлено продукции ориентировочно на 61% от всего рынка нефтегазового машиностроения.
В настоящий момент отрасль нефтегазового машиностроения представлена более чем 250 предприятиями по производству бурового, насосного и компрессорного оборудования, устьевой арматуры, трубопроводной арматуры, колонного и реакторного оборудования и других видов продукции. Нефтегазовое машиностроение развивается в Тюменской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Пермском крае, Москве, Свердловской области, Республике Удмуртия, Самарской области, Волгоградской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. В 2014 году в Старом Осколе Белгородской области открылся ООО «Оскольский завод нефтяного машиностроения», специализирующийся на производстве рабочих органов насосов для нефтедобывающего оборудования.
На территории особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан состоялось открытие завода немецкой компании RMA Pipeline Equipment по выпуску шаровой трубопроводной арматуры. После выхода на проектную мощность будет производиться не менее 11 тыс. единиц арматуры в год.
В Гусь-Хрустальном Владимирской области состоялось открытие производственно-механического комплекса Гусевского арматурного завода «Гусар» по выпуску трубопроводной арматуры большого диаметра для нефтегазовой промышленности.
В целом динамика производства продукции российскими производителями в 2010–2014 годах положительная (рост на 17%), однако доля импортного оборудования остаётся на высоком уровне.
Уже существует и применяется ряд инструментов государственной поддержки российских производителей нефтегазового оборудования. Осуществляется финансовая поддержка инвестиционных проектов предприятий нефтегазового машиностроения из бюджетных источников в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР, части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Выявлены критические товарные группы нефтегазового оборудования, производство которых в России отсутствует, а риск прекращения импортных поставок может существенно негативно сказаться деятельности нефтегазодобывающих компаний.
Распоряжением Правительства от 3 ноября 2014 года №2195-р утверждён План мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации.
Тяжёлое машиностроение
По итогам 2014 года объём производства по предприятиям тяжёлого машиностроения составил 199,8 млрд рублей, или 101,3% к 2013 году.
В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции в 2014 году составил: сталеплавильное оборудование и литейные машины –16,6 тыс. тонн (77,7% к 2013 году); прокатное оборудование – 496 тонн (28,5%) к 2013 году); проходческие комбайны – 28 штук (93,3% к 2013 году); мостовые электрические краны – 2401 штука (95,1% к 2013 году); козловые и полукозловые электрические краны – 133 штуки (95,7%) к 2013 году).
Среднесписочная численность рабочих на основных предприятиях отрасли составили 135 461 человек (87,1% к 2013 году), среднемесячная зарплата – 29 тыс. рублей (102,6% к 2013 году) соответственно.
Минпромторгом утверждена «Стратегия развития тяжёлого машиностроения на период до 2020 года» (далее – Стратегия), ориентированная на решение системных проблем отрасли тяжёлого машиностроения.
В качестве основного механизма реализации Стратегии Минпромторгом разработана подпрограмма «Тяжёлое машиностроение», которая вошла в состав государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Подпрограмма предусматривает мероприятия по созданию конкурентоспособной новой техники и технологий для решения стратегических задач развития тяжёлого машиностроения.
Кроме того, в настоящее время действуют меры государственной поддержки в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР.

В 2014 году продолжилась реализация крупных инвестиционных программ предприятий. ОАО «Копейский машиностроительный завод» реализует инвестиционные проекты по комплексному техническому перевооружению производственного комплекса завода (I и II очереди), созданию нового литейного производственного комплекса с освоением новейших технологий получения литых заготовок. Например, ОАО «Машиностроительный концерн "ОРМЕТО-ЮУМЗ"» осуществляется модернизация металлургического, литейного, механообрабатывающего и сварочного производства.

x

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow SORA on Twitter or read the blog.

0 коммент.: