Машиностроительное производство. Основные итоги 2014

Автор: вика Михайлова о , , ,

В 2014 году индекс производства машин и оборудования составил 92,2% к уровню 2013 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 99,5%, транспортных средств и оборудования – 108,5%.
За январь – декабрь 2014 года индекс производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства составил 93,3% к 2013 году.
Произведено 6,7 тыс. штук (87,7 % к январю – декабрю 2013 года) тракторов для сельского и лесного хозяйства, гусеничных тракторов – 493 штуки (44,9%). ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», ООО «ТД "ХТЗ"»,ООО «Джон Дир Русь», ООО «Клаас» снизили объёмы производства к январю – декабрю 2013 года. Вместе с тем увеличили выпуск тракторов ОАО «Петербургский тракторный завод», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «Сарэкс», ООО «Комбайновый завод «Россельмаш», ОАО «ПО "Елабужский автомобильный завод"», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».
Производство зерноуборочных комбайнов в 2014 году уменьшилось на 3% по сравнению с 2013 годом и составило 5,7 тыс. штук. При этом ООО «Комбайновый завод "Ростсельмаш"», ООО «СиЭнЭйч-КамАЗ Индустрия» увеличили объём производства.
За январь – декабрь 2014 года производство строительно-дорожной техники составило: экскаваторов 2 тыс. штук (107,2% к январю – декабрю 2013 года), бульдозеров – 0,7 тыс. штук (60,5%), автогрейдеров – 0,8 тыс. штук (77,6%).
В 2014 году производство автомобилей, прицепов и полуприцепов уменьшилось на 12,5% по сравнению с 2013 годом.
Производство легковых автомобилей в 2014 году составило 1739,6 тыс. штук, что на 9,7% ниже, чем в 2013 году. Выпуск автомобилей иностранных брендов предприятиями, работающими в режиме промышленной сборки, составил 1048,3 тыс. штук (– 2,9 %).
В 2014 году производство железнодорожного подвижного состава характеризовалось следующими показателями: произведено 346 магистральных электровозов, что составляет 94,8% к 2013 году, 72 секции магистральных тепловозов (109,1%), 54,5 тыс. грузовых магистральных вагонов (90,7%), 853 вагона пассажирских магистральных (107,7%).
Энергетическое машиностроение
Совокупный объём производства основного энергетического оборудования в 2014 году составил 123 млрд рублей, что составляет 98% от уровня 2013 года;
Среднемесячная зарплата на основных предприятиях отрасли составляет 33,4 тыс. рублей (рост 1,8% к уровню 2013 года).
В натуральных показателях по основным видам продукции энергетического машиностроения в 2014 году выпущено: газовых турбин – 1273 МВт (110,8% по отношению к 2013 году); гидравлических турбин – 2167 МВт (156% по отношению к 2013 году); паровых котлов – 2397 тонн пара в час (94%по отношению к 2013 году); генераторов переменного тока – 5708,6 МВт (72% по отношению к 2013 году).
Начато производство первых в отечественной практике унифицированных газоперекачивающих агрегатов в Рыбинске Ярославской области. Продолжается подготовка производства гидроэнергетического оборудования в рамках ОАО «ВолгаГидро» – совместного предприятия ОАО «РусГидро» и немецкой компании VoithHydro. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.
Меры поддержки и тенденции:
Основными механизмами государственной поддержки промышленных предприятий энергетического машиностроения являются:
- субсидирование затрат на НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 30 декабря 2013 года №1312);
- субсидирование процентов по инвестиционным кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 3 января 2014 года №3).
Важным механизмом государственной поддержки является формируемый Фонд развития промышленности, предусматривающий использование механизма возвратного финансирования по льготным ставкам при реализации инвестиционных проектов.
В целом итоги работы в 2014 году характеризуются продолжением снижения объёма производства по ряду продукции, что обусловлено общемировыми тенденциями снижения промышленного производства, а также заключительной стадией поставок энергетического оборудования по проектам строительства электростанций с использованием механизма ДПМ на внутренний рынок. Кроме того, вследствие длительного цикла изготовления мощного энергетического оборудования годовые объёмы производства испытывают значительные колебания.
Нефтегазовое машиностроение
Потребление продукции нефтегазового машиностроения на российском рынке в 2014 году составило 450 млрд рублей (в 2013 году – 412 млрд рублей). Зарубежными компаниями поставлено продукции ориентировочно на 61% от всего рынка нефтегазового машиностроения.
В настоящий момент отрасль нефтегазового машиностроения представлена более чем 250 предприятиями по производству бурового, насосного и компрессорного оборудования, устьевой арматуры, трубопроводной арматуры, колонного и реакторного оборудования и других видов продукции. Нефтегазовое машиностроение развивается в Тюменской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Пермском крае, Москве, Свердловской области, Республике Удмуртия, Самарской области, Волгоградской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. В 2014 году в Старом Осколе Белгородской области открылся ООО «Оскольский завод нефтяного машиностроения», специализирующийся на производстве рабочих органов насосов для нефтедобывающего оборудования.
На территории особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан состоялось открытие завода немецкой компании RMA Pipeline Equipment по выпуску шаровой трубопроводной арматуры. После выхода на проектную мощность будет производиться не менее 11 тыс. единиц арматуры в год.
В Гусь-Хрустальном Владимирской области состоялось открытие производственно-механического комплекса Гусевского арматурного завода «Гусар» по выпуску трубопроводной арматуры большого диаметра для нефтегазовой промышленности.
В целом динамика производства продукции российскими производителями в 2010–2014 годах положительная (рост на 17%), однако доля импортного оборудования остаётся на высоком уровне.
Уже существует и применяется ряд инструментов государственной поддержки российских производителей нефтегазового оборудования. Осуществляется финансовая поддержка инвестиционных проектов предприятий нефтегазового машиностроения из бюджетных источников в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР, части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Выявлены критические товарные группы нефтегазового оборудования, производство которых в России отсутствует, а риск прекращения импортных поставок может существенно негативно сказаться деятельности нефтегазодобывающих компаний.
Распоряжением Правительства от 3 ноября 2014 года №2195-р утверждён План мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации.
Тяжёлое машиностроение
По итогам 2014 года объём производства по предприятиям тяжёлого машиностроения составил 199,8 млрд рублей, или 101,3% к 2013 году.
В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции в 2014 году составил: сталеплавильное оборудование и литейные машины –16,6 тыс. тонн (77,7% к 2013 году); прокатное оборудование – 496 тонн (28,5%) к 2013 году); проходческие комбайны – 28 штук (93,3% к 2013 году); мостовые электрические краны – 2401 штука (95,1% к 2013 году); козловые и полукозловые электрические краны – 133 штуки (95,7%) к 2013 году).
Среднесписочная численность рабочих на основных предприятиях отрасли составили 135 461 человек (87,1% к 2013 году), среднемесячная зарплата – 29 тыс. рублей (102,6% к 2013 году) соответственно.
Минпромторгом утверждена «Стратегия развития тяжёлого машиностроения на период до 2020 года» (далее – Стратегия), ориентированная на решение системных проблем отрасли тяжёлого машиностроения.
В качестве основного механизма реализации Стратегии Минпромторгом разработана подпрограмма «Тяжёлое машиностроение», которая вошла в состав государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Подпрограмма предусматривает мероприятия по созданию конкурентоспособной новой техники и технологий для решения стратегических задач развития тяжёлого машиностроения.
Кроме того, в настоящее время действуют меры государственной поддержки в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР.

В 2014 году продолжилась реализация крупных инвестиционных программ предприятий. ОАО «Копейский машиностроительный завод» реализует инвестиционные проекты по комплексному техническому перевооружению производственного комплекса завода (I и II очереди), созданию нового литейного производственного комплекса с освоением новейших технологий получения литых заготовок. Например, ОАО «Машиностроительный концерн "ОРМЕТО-ЮУМЗ"» осуществляется модернизация металлургического, литейного, механообрабатывающего и сварочного производства.

вика Михайлова

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow SORA on Twitter or read the blog.

0 коммент.: