Аккредитация – двигатель, заставляющий работать систему технического регулирования

Автор: x о


Выступление Руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В. Шипова на конференции «Роль промышленности в формировании системы технического регулирования единого экономического пространства» (19 марта 2014 года, г. Москва)


- Добрый день, уважаемый Дмитрий Александрович, уважаемые коллеги!

Я признателен за возможность выступить сегодня на данной конференции, так как Неделя российского бизнеса – это очень важное ежегодное мероприятие, в рамках которого обсуждаются ключевые проблемы, стоящие перед экономикой нашей страны. Сегодняшнее мероприятие особенно знаменательно для меня потому, что оно проходит в тот момент, когда нам есть что рассказать о российской системе аккредитации.

Чтобы охарактеризовать то, что сейчас происходит с этой системой, я бы привел следующее сравнение. Представим, что техническое регулирование – это автомобиль. Автомобиль поедет только тогда, когда есть двигатель. Аккредитацию я бы как раз сравнил с этим двигателем, который заставляет систему технического регулирования работать. Не будет аккредитации – автомобиль не поедет. Если развивать эту мысль дальше, я бы сказал, что Росаккредитация два года ремонтирует этот двигатель, а параллельно создает новый. Сегодня мы уже можем сказать, что вышли на финишную прямую. Новый двигатель – новая система аккредитации – будет внедрен в машину технического регулирования 1-го июля 2014 года. И в своем выступлении я хотел бы остановиться на тех базовых вещах, которые характеризуют новую систему аккредитации, создаваемую в России.

Прежде всего, необходимо назвать те основы, на которых стоит эта система и без которых она не может существовать. Во-первых, это нормативные правовые акты. Отсутствие должного регулирования на протяжении долгого времени связывало нам руки. Росаккредитация, как и любой другой орган государственной власти, не может осуществлять никаких действий в отсутствии правовых оснований для работы – правовых оснований для проведения надлежащих проверок, для привлечения к ответственности экспертов, недобросовестно выполняющих свои обязанности, для приостановления деятельности недобросовестных участников рынка. Сейчас такие правовые основания сформированы. Они представлены в законе «Об аккредитации», который 1-го июля вступит в силу.

Второй элемент, на котором основывается система аккредитации, - это информационная инфраструктура. В российской системе аккредитации более 10 тысяч аккредитованных лиц, которые должны постоянно взаимодействовать с Росаккредитацией. Осуществлять это взаимодействие можно и на бумаге, однако я уже неоднократно говорил о том, что этот процесс будет очень трудным из-за огромного количества документов. Для того, чтобы собрать материалы по одной государственной услуге или проверке, необходимо будет загрузить бумагами целую «Газель». Ясно, что 21-м веке так работать невозможно, прежде всего потому, что такая работа требует огромных человеческих ресурсов и огромных временных затрат. Именно для того, чтобы минимизировать эти затраты и работать максимально эффективно, мы и создали и активно вводим в эксплуатацию необходимую информационную инфраструктуру.

Следующий важнейший фактор, определяющий качественную работу системы аккредитации, – это взаимодействие с общественностью. Ни один орган государственной власти не сможет эффективно работать, если за ним нет нормального общественного контроля. Мы сейчас смело можем сказать о том, что Общественный совет при Федеральной службе по аккредитации не только создан и сформирован, но и уже успешно работает. Более того: был создан не просто Общественный совет как некая база, но и ряд площадок для обсуждения важнейших вопросов в рамках данной базы. Так, буквально на следующей неделе состоится третье по счету заседание Совета, на котором будут представлены отчеты о работе действующих экспертных и рабочих групп.

И, наконец, четвертый элемент, без которого невозможно полноценное функционирование системы аккредитации, – это международное сотрудничество. В деятельности Росаккредитации этому вопросу уделяется большое внимание, так как система аккредитации, работающая внутри одного государства, не отвечает современным вызовам и условиям.

Теперь коротко остановлюсь на характеристиках новой системы аккредитации в России, ее основных составляющих и отличиях от старой системы.

Начну с особенностей и отличий в процедуре получения аккредитации. Во-первых, аккредитация становится бессрочной. Это означает, что аккредитованному лицу не нужно будет проходить процедуру, связанную с получением нового аттестата. «Бумажный» аттестат аккредитации вообще станет необязательным. Если кому-то хочется получить аттестат аккредитации на бумажном носителе, он может обратиться с соответствующим запросом в Росаккредитацию, и мы этот аттестат выдадим. Однако ключевым фактором, подтверждающим наличие аккредитации, становится нахождения аккредитованной организации в реестре аккредитованных лиц.

Для того же, чтобы продолжать находиться в этом реестре, аккредитованному лицу нужно в течение определенных временных промежутков проходить процедуру подтверждения компетентности. В соответствии с международными стандартами, ее нужно проходить в первый год работы и далее каждые два года. Обращаю внимание на то, что подтверждение компетентности – обязанность и задача аккредитованных лиц. В определенных законом рамках можно будет выбрать удобное время, удобную форму, объединить процесс подтверждения компетентности с процессом расширения области аккредитации. Иными словами, была создана максимально гибкая система для того, чтобы аккредитованным лицам было удобно к нам обращаться и по времени, и с точки зрения объединения функциональных и иных ресурсов.

Что еще необходимо сказать об особенностях процедуры аккредитации. Новая система аккредитации характеризуется детальными требованиями к 13 видам аккредитованных лиц. Это новое слово в законодательстве. Раньше, как вы знаете, детальные критерии аккредитации были установлены только для органов по сертификации и испытательных лабораторий. Теперь критерии дифференцируются, и это тоже очень важно, потому что мы фактически приходим к закреплению различных видов аккредитованных лиц, чего ранее не было в российском законодательстве. Перечень видов аккредитованных лиц будет включать в себя не только органы по сертификации и испытательные лаборатории: в него войдут и инспекции, и органы по сертификации персонала, и органы по сертификации систем менеджмента и другие.

Кроме того, очень важно то, что у аккредитованных лиц появляется своего рода право работы над ошибками. Если в ходе процедуры аккредитации или подтверждения компетентности выявлены какие-то проблемы, аккредитованному лицу дается возможность их легко и быстро исправить без отказа в аккредитации или отмены аттестата.

Наконец, еще одним важным нововведением является создание нового института – апелляционной комиссии, в которую смогут обращаться с жалобами те лица, которые недовольны результатами нашей работы. Соответствующий конкретный вопрос будет рассмотрен коллегиально.

Что еще необходимо сказать. Важнейшей частью работы Росаккредитации является взаимодействие с экспертами, то есть теми, кто помогает оценивать компетентность аккредитованных лиц. К экспертам, на мой взгляд, предъявляется два ключевых требования: это профессионализм и ответственность. Без этого система не будет работать. Поэтому в течение трех лет после вступления в силу закона об аккредитации все эксперты по аккредитации должны будут пройти переаттестацию в нашей Службе.

К числу важных нововведений закона следует отнести и появление нового участника системы аккредитации, который ранее существовал на практике, но не был закреплен в законодательстве. Это экспертные организации, которые будут организационно отвечать за работу экспертов. Для них появляются новые требования по срокам и по запрашиваемой стоимости экспертных услуг. Методики формирования стоимости услуг экспертов будут определены Правительством, и любой, кто запросит за свои услуги больше установленной предельной стоимости, не просто будет обязан выплатить деньги обратно в силу закона об аккредитации: он будет привлечен к административной ответственности. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях уже подготовлены.

Помимо процедуры аккредитации, установленные законом изменения коснулись и осуществления контроля. Контрольные процедуры Росаккредитации – это тема, вызывающая наибольшее число вопросов. Например, нас часто спрашивают: «Скажите, когда, наконец, прекратится ситуация с фальшивыми сертификатами?». Проблема очень острая, и решить ее одномоментно невозможно, но уже сейчас мы чувствуем результаты нашей работы в данной области. Я вам приведу несколько цифр. Только за январь и февраль 2014 года прекращена аккредитация более 220 организаций. Аккредитация более 100 организаций приостановлена. Когда сегодня мы разговариваем с людьми, которые работают на рынке сертификации, они нам рассказывают, что на самом деле фальшивые сертификаты выдают не органы по сертификации, а специальные фирмы-посредники, контакты которых можно найти в Интернете. И вот здесь очень важный момент. К борьбе с такими фирмами нужно подключать правоохранительные органы, потому что эта сфера уже неподконтрольна Росаккредитации. Это мошенники, которые подделывают документы. Приведу пример. Недавно я проводил заседание кадровой комиссии в нашей Службе. К нам на конкурс пришла женщина, которая рассказала, что работает в фирме-посреднике между рынком и органом по сертификации. Она сказала: «Я хочу уволиться, потому что, к сожалению, в последнее время стало тяжело работать». Я спросил у нее, почему. Она ответила: «Раньше к нам приходили и просили найти такой орган по сертификации, в котором можно было бы не отбирать образцы, не проводить испытания, и мы легко решали эту задачу, потому что наши услуги были востребованы. А сейчас мы обращаемся к тем органам, с которыми мы работали раньше, а они говорят, что больше не могут выдавать сертификаты соответствия без образцов и без испытаний. Поэтому мы не можем удовлетворить запросы рынка на поиск таких организаций». И это тоже видимый результат нашей работы. Однако в данной области еще многое предстоит сделать.

На что еще хотел бы обратить внимание. Мы вводим обязательную отчетность аккредитованных лиц в нашей электронной системе. Это означает, что деятельность аккредитованных лиц для нас будет прозрачной как с точки зрения конкретных процедур по сертификации, так и с точки зрения проведения испытаний. Это же, в свою очередь, поможет нам перейти от тотального контроля за всеми аккредитованными лицами к прицельному, точечному контролю, основанному на анализе существующих рисков.

Кроме того, в силу закона мы получаем больше оснований для проведения проверок. В частности, одним из таких оснований станет упомянутая аналитика. С другой же стороны, мы будем реже применять меры, связанные с приостановлением аккредитации. В настоящее время мы обязаны принимать соответствующие меры в случае каждого нарушения, обнаруженного нами. В будущем же мы перейдем к новой модели, в соответствии с которой меры будут приниматься тогда, когда существует реальная опасность. Если же организация готова оперативно устранить недостатки в своей работе и эти недостатки несущественные, нет смысла приостанавливать ее деятельность.

Наконец, я хотел бы сказать еще об одной существенной детали, связанной с осуществлением контроля. Важным нововведением в данной области является возникновение ответственности и экспертных организаций, и экспертов за недобросовестное заключение, за недобросовестную работу. Сейчас, к примеру, у нас более 30 экспертов из 500 лишены аттестатов за нарушения в их деятельности. Это тоже важный показатель.

Необходимо сказать и о том, как будет организована работа внутри самой Росаккредитации. Внедрение информационной системы, о которой я говорил в начале, не только облегчит сбор отчетности от аккредитованных лиц, но и упростит наши внутренние процессы. Эта информационная система, являющаяся глобальной, позволит нам отказаться от бумаг в работе внутри Службы, а также во взаимодействии Службы с экспертами и аккредитованными лицами. Нужно признаться, что система сложная и внедрять ее тяжело. Мы постоянно ведем мониторинг того, как она работает с органами по сертификации, мы постоянно ее совершенствуем и надеемся, что с 1-го июля система будет работать идеально.

Помимо этого, одним из важнейших процессов, осуществляемых сейчас в Росаккредитации, является внедрение системы менеджмента. Это задача как внутренняя, так и внешняя, потому что результаты будут оценивать представители ILAC и IAF.

Я уже упоминал об Общественном совете по аккредитации и его рабочих и экспертных группах, в деятельности которых я призываю всех активно участвовать. Мы сейчас исходим из того, что каждому, кто желает дополнительно присоединиться к данным площадкам, должна быть предоставлена такая возможность.

Буквально два слова про международное сотрудничество. Очень важно, особенно в рамках сегодняшней конференции, сказать о результатах этого сотрудничества на пространстве СНГ. Я считаю, что в данной области произошло своего рода историческое событие. Семь государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Украина, - подписали документ о создании региональной ассоциации органов по аккредитации стран СНГ. Этот меморандум был подписан в январе, и сейчас Росаккредитация выходит на конкретные организационные меры, направленные на создание такой региональной ассоциации. Не менее важной для нас является и работа в рамках Таможенного союза, потому что мы постоянно получаем и вопросы от органов по сертификации и испытательных лабораторий, и сами, анализируя практику, приходим к каким-то предложениям. Хочу сказать отдельное спасибо Валерию Николаевичу Корешкову и всем его коллегам за то, что подготовлена система, нацеленная на повышение качества кадров. Это очень нужная работа, в которой мы с удовольствием примем участие. Одним из магистральных направлений нашей работы является и присоединение к ILAC и IAF. В этой области мы активно работаем с экспертами Европейской ассоциации по аккредитации, которые не только посмотрели закон «Об аккредитации», но и сейчас рассматривают проекты нормативных правовых актов, которые подготовлены в рамках его принятия и должны вступить в силу в июле.

Наконец, одним из важнейших направлений деятельности Росаккредитации является также внедрение системы Надлежащей лабораторной практики (GLP). Эта тема, напрямую не связанная с аккредитацией, очень важна для лабораторий, занимающихся доклиническими испытаниями. Росаккредитация недавно была наделена полномочиями органа мониторинга по GLP, и уже сейчас мы имеем первые заявления от лабораторий на признание их соответствующими стандартам GLP.

В конце своего выступления я бы хотел сказать о том, что последний шаг, который нам осталось сделать до 1-го июля, связан с принятием пакета подзаконных актов. Хочу воспользоваться случаем и попросить всех участников конференции принять участие в обсуждении этих проектов. На сайте Росаккредитации на данный момент размещено более 20 проектов нормативных правовых актов. Я прошу всех посмотреть их и высказать свои предложения, потому что это завершающий этап создания новой системы аккредитации, и мы должны пройти его максимально эффективно.

Спасибо за внимание.

x

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow SORA on Twitter or read the blog.

0 коммент.: